«Пан Володыёвский» (Pan Wołodyjowski, 1969) — польский исторический фильм по одноименному роману Генрика Сенкевича.
Любопытно, что знаменитая Трилогия Сенкевича (романы «Огнем и мечом», «Потоп» и «Пан Володыевский» — о восстании Богдана Хмельницкого, «Шведском потопе» и турецком вторжении соответственно) писались в 1880-е именно в таком, хронологическом порядке; трилогия же экранизаций снималась режиссером Ежи Гоффманом в обратном порядке — «Пан Володыевский» в 1969 г., «Потоп» в 1974 и минисериал «Огнем мечом» — еще четверть века спустя, в 1999 г.
В блокнот киноману: экранизации тех или иных частей «Трилогии» были и задолго до Ежи Гофмана — так, еще в Российской империи, в 1915 году, была снята немая экранизация «Потопа» — попытка сделать масштабный исторический экшен в духе итальянского пеплума «Кабирия» («Потоп» 1915 г. не сохранился); был даже итальянский фильм «Col ferro e col fuoco» (дословно — «Железом и огнем») 1963-го года и так далее. Самый же экранизируемый роман Сенкевича - «Камо грядеши».

«Пан Володыевский» — яркий, масштабный, снятый в аутентичных костелах, замках и природных ландшафтах, начинается как мелодрама с элементами фильма плаща и шпаги, но постепенно перерастает в военную драму. Первая половина фильма изобилует комическими диалогами (за них в основном отвечает пан Заглоба, другой сквозной персонаж Трилогии, главный комический герой всего цикла), но, когда начинается собственно военная часть, юмор закономерно пропадает. Злодейства татар — и, соответственно, возмездие их предводителю — показаны неожиданной для кинематографа 60-х суровостью.
Впрочем, главный недостаток второй, военной половины фильма — не серьезность, а скорее некоторая обезличенность происходящего. С одной стороны — колоссальная массовка безликих турок (в художественно демонизированых персов из кинокомикса «300» верится и то больше), с другой — картонно безупречные главные герои, в итоге взрывающие себя вместе с осаждаемой крепостью не потому, что это что-то действительно решит или кого-то действительно спасет, а потому что пошли на принцип. Возможно, в романе эта развязка сюжетно и психологически логична, но в фильме выглядит абсолютно алогично — тем более, что героям вполне было ради кого и чего жить.

Фильм понравится поклонникам винтажного исторического кино. Поклонникам же более современно снятых исторических фильмов я порекомендую скорее минисериал «Огнем и мечом», того же режиссера и о тех же персонажах, но с другими актерами.
#drc_cinema

Только люди, упомянутые в этом сообщении пользователем dark_romantic_club, могут отвечать

Ответов пока нет!

Похоже, что к этой публикации еще нет комментариев. Чтобы ответить на эту публикацию от Dark Romantic Club , нажмите внизу под ней