«Лига выдающихся джентльменов» (англ. The League of Extraordinary Gentlemen, 2003) — фантастический экшен о литературных викторианских героях; экранизация одноименной серии комиксов Алана Мура.
Алан Мур — писатель и сценарист, известный негативным отношением к экранизациям его графических романов. Где-то его можно понять больше, где-то меньше, однако в случае с «Лигой...» его недовольство скорее обосновано — из сложного, многопланового, буквально перенасыщенного цитатами, отсылками и аллюзиями повествования сделали инфантильное, мультяшно-схематичное зрелище, где бессмысленным взрывам, беготне, разрушениям и примитивной компьютерной графике уделяется чуть ли не больше экранного времени, чем живым актерам.
Тем обиднее, что в фильме задействованы отличные актеры, некоторые из которых просто изумительны в своих ролях — особенно легендарный, уже 73-летний на момент съемок Шон Коннери; съемки, кроме павильонов, проходили в замечательных локациях (несколько раз отчетливо узнается Прага); а экшен местами вполне хорош (там, где не подпорчен неуместными шуточками с одной стороны и неуместным пафосом с другой). И даже то упрощение, которому подвергся графический роман Мура, не всегда однозначный минус адаптации — Мур вообще очень любит наделять своих персонажей всевозможнейшими грехами, словно нарочно бросая вызов типовым голливудски безупречным и гламурным героям. Стали ли Аллан Куотермейн и мистер Хайд хуже от того, что Аллан, в отличие от комикса, не показан наркоманом, а Хайд — насильником? Думаю, нет.
Среди причин провала фильма называют, в числе прочего, давление студии на кинематографистов, вызванное не творческими, а сугубо коммерческими причинами (графиком премьер); кроме того, спецэффекты от первой задействованной мастерской оказались совсем неудачными, и пришлось в срочном порядке искать другую мастерскую. Также пишут о конфликтах Шона Коннери с режиссером Стивеном Норрингтоном. Собственно, именно после «Лиги...» первый более не снимался в кино, а второй — кино не снимал. «Это был кошмар, — говорил потом Конери, - Этот опыт оказал на меня большое влияние, он заставил меня задуматься о шоу-бизнесе. Мне надоело иметь дело с идиотами».
При всем этом фильм и сейчас смотрится с удовольствием — во всяком случае, там, где играют актеры, а не взрываются и дубасят друг друга компьютерные модельки; с удовольствием, помноженным на сожаление — ведь мог получиться куда более зрелищный, умный, эстетский и драматичный фильм, стоило лишь пороть поменьше отсебятины и побольше работать с источником…
#drc_cinema