Привыкли к постам-минуткам? А сейчас будет 5-минутка 😄 Не бойтесь потратить время на чтение, - традиции надо знать и понимать магический смысл блюд и обрядов.

Сибирская Масленица

В древности празднование Масленицы растягивалось на длительный период. Но к концу 19 – началу 20 в. сроки празднования почти повсеместно сократились, варьируясь по регионам от недели до одного дня.
В нашем крае длительность праздника также была разной. Хотя все знали, что идет масленичная неделя, гуляние в различных селах Енисейской губернии начиналось с четверга, пятницы и даже субботы. В Приангарских селах Мотыгино, Богучаны, Бедоба, а также Казачинском районе Масленицу праздновали три дня.
Масло, молочная пища и всевозможные печенья, замешанные на сметане или масле, - это основная масленичная еда.
Почему же именно молочная пища стала в это время ритуальной, воспеваемой в песнях и поедаемой в огромных количествах? Вероятно, главная причина в том, что Масленица празднуется в период, предшествующий или совпадающий с отелом 🐮. Молочная обрядовая пища как бы косвенно обеспечивала сохранность и плодородие скота. Количество этой еды на Масленице тоже было значимым: оно магически определяло будущий уровень удоев и хозяйственного благополучия.
В нашем крае виды обрядовых масленичных блюд были разными у старожилов и новопоселенцев. Жители позднепоселенческих сел края делали к Масленице особые блюда из творога: 🧀 и сырницу. Сырница была особенно распространена в Тасеевском районе, где проживает много переселенцев из Могилевской губернии.
Блины же связаны с культом ☀: ведь блин своей круглой формой действительно напоминает небесное светило. Также блин у славян –поминальная еда, и обилие их на Масленице связывают с почитанием умерших родичей. В ряде сел первый блин принято было отдавать нищим или прохожим. Как известно, раздача еды в сакральные дни - это распространенный способ поминовения усопших. Кроме того, в Казачинском районе первый блин отдавали девушке, достигшей возраста невест.
Однако не везде в Енисейской губернии блины были обязательным масленичным блюдом. Так, не пекли блины в старожильческих селах Приангарья. Здесь на Масленице готовили другие виды обрядового печенья: «орешки», «сочни», или по-другому – «хворосты».
Во время Масленицы народ активно гулял, ходил в гости, варили разные виды 🍺, квасов, бражки. Помимо гулянок, Масленичная неделя включала другие развлечения и обрядовые действия. Так, полагалось скатываться с ледяных гор и кататься на 🐴. В некоторых деревнях существовало особое катание – по кругу на ледяной карусели. Как и другие виды кругового движения, оно восходит к обрядовой имитации движения солнца по небосводу и отражает поклонение этому светилу. В 20 веке такой смысл катания был известен немногим, и карусели в деревнях устраивали больше по традиции.

«До четверга работали, вечером баню топили, а остальные три дня гуляли и катались на лошадях. Вся деревня ездила на конях. Двойки, тройки запрягали с колокольчиками. К Масленице девушки всегда выходили замуж» (Болтурино Кежемского р-на).

«Масленица была неделю. Первые дни стряпали блины, пироги, а гуляли уже с четверга» (Матвеевка Казачинского р-на).

«Масленицу справляли два дня: субботу и воскресенье. В субботу на лошадях катались ребятишки, а в воскресенье – взрослые. На Масленицу у нас не наряжались и песен не пели, по вечерам устраивали вечерки» (Заледеево Богучанского р-на).

«Масленицу встречали блинами, варениками, и обязательно должно быть масло. В эти дни «отъедались», готовились к Великому посту. Угощали друг друга всем, что было припрятано до этого времени» (Верхняя Уря Ирбейского р-на).

«На Масленице надоть было обязательно печь блины. Мясного ничего: только блины, оладьи, рыба, творог» (Тертеж Манского района).

«К Масленке готовят сырницу. Собирают в деревянное ведро творог и заливают топленым маслом. Едят сырницу с картошкой, блинами» (Плотбино Тасеевского р-на).

«У нас Масленку праздновали с четверга по воскресенье. В четверг пекут ладки, чтобы были теленки гладки. Пятница – гульба, воскресенье -заговины» (Ивановка Бирилюсского р-на).

«Блины пекли целую неделю. И в масло макают. Они даже плавают в масле» (Ялай Тасеевского р-на)

«Блины с четверга стряпали. Первый блин отдавали прохожему. Кто мимо идет, так и покличешь в окошко и подаешь блинок. Так было положено» (Рождественское Казачинского р-на).

«Масленица праздновалась неделю. Ели блины, их пекли с первого дня. Первый блин отдавали нищим» (Партизанское).

«В поминальную субботу блины отдавали бедным, тем, кто побирался. Обязательно надо дать, чтобы помянули. Детям давали сушки, конфеты. Еще ходили друг к другу, кто поближе. Угощали. Просили помянуть родственников» (Унжа Тасеевского р-на).

«Блины пекли каждый день. Первый блин отдавали девке, чтобы у нее был женихом «первый парень на деревне» (Вороковка Казачинского р на).

«Блины начинали печь рано, часов с 7 утра. Первый блин девка клала на голову, выходила на улицу и кружилась. В какую сторону блин упадет, оттуда будет суженый. Если при этом залает собака – значит, ругаться будешь с мужем» (Рождественское Казачинского р-на).

«Девки в первый день Масленицы ходили с блином, спрашивали у первого встречного имя жениха и отдавали ему блин» (Галанино Казачинского р-на).

«На Маслену обязательно стряпали хворосты, а блины – так, сяк. Хворост: смешают сливки, масло, яйца и замесят тугонько; раскатают и перепекают» (Пинчуга Богучанского р-на).

«В понедельник пекли маслены (сейчас называют хворост), коральки, «орешки» (их варили в масле). Всю неделю пекли блины» (Мина Партизанского р-на).

«Масленка – самый сумасшедший праздник. Все пьяные ходили, полна улица лошадей, тройки… Масленка праздновалась всю неделю, а гулянки – суббота и воскресенье» (Бедоба Богучанского р-на).

«Собираемся несколько человек. Сначала у нас гуляем. Я на стол налажу. Посидим, песни попоем. Потом поехали кататься на лошадях. Хозяин идет, запрягает, и все садятся в сани. Покатались и едем уже к другим. Хозяин лошадей отведет и сюда же приходит. И снова на стол садимся. Настряпано, наварено - всего; опять гуляем. Потом снова пошли покатались, и уже к тебе, например, едем. Так и гуляем все три дня» (Юрохта Богучанского р-на).

«Парни вбивают кол на огороде, а рядом с ним заливают водой снег. Кол крутится, к нему прибивается жердка поперек, а к ней привязываются санки. Парни катают девчонок» (Тасеево).

«Устраивали карусель: в лед вбивали колышек, на него надевали колесо, в колесо вдевали четыре жерди. На две жерди одевали сани, а за две оставшиеся крутили карусель» (Галанино Казачинского р-на).

Как-то веселее раньше жили, да и блюда были разнообразней. А вам рассказывали (пра)бабушки и пра(дедушки) традиции празднования Масленицы? Делитесь в комментах.

Молодцы, кто дочитал до конца 🤝

Только люди, упомянутые в этом сообщении пользователем krsk_overhear, могут отвечать

Ответов пока нет!

Похоже, что к этой публикации еще нет комментариев. Чтобы ответить на эту публикацию от Подслушано в Красноярске , нажмите внизу под ней