Символизм изображения Будды Шакьямуни.
1) Лотосовый трон просветления — символ чистоты и самоотречения Будды.
2) Солнечный диск — символ мудрости (его свет ускоряет процесс созревания «семени просветления»).
3) Лунный диск — символ сострадания, его сравнивают с линзой, покрытой инеем, которая остужает и лечит душевные раны.
4) Желтый цвет — цвет духовного совершенствования и изобилия благих качеств.
5) Мудра «касания земли» (бхуми-акрамана) — жест Будды, сделанный им в момент просветления под деревом Бодхи. Так он призвал в свидетели своей духовной победы богиню земли Стхавару.
6) Длинные руки — символ щедрости Будды.
7) Чашка для сбора подаяний.
8) Ушниша — седьмая верхняя чакра, которой нет у обычного человека, символ просветления Будды.
9) Урна (санскр. «шерсть») — изначально пучок светлых волос, появившийся между бровями Будды в момент медитации. Позднее его стали изображать в виде драгоценного камня, из которого льется свет учения Гаутамы.
10) Длинные мочки ушей — символ благородного происхождения Шакьямуни (они были оттянуты тяжелыми драгоценными серьгами, которые он носил как наследник престола).
11) Будда будущего Майтрейя. Он воплотится в земном мире, когда люди станут жить по 80 000 лет и когда управлять миром будет справедливый монарх-буддист. Сейчас Майтрейя пребывает на Небесах Тушита, где перерождаются праведники и бодхисатвы.
12) Будда прошлого Кашьяпа. Он жил на земле 100 000 лет. Одним из его учеников был и Будда Гаутама, в том перерождении еще только архат (праведник, достигший состояния близкого к нирване).
13) Шарипутра — любимый ученик Будды, преуспевший в постижении сокровенной мудрости.
14) Маудгальяяна — второй любимый ученик Будды, постигший все тайны йогических практик.
15) Монашеский звенящий посох (кхаккхара) — символ отшельничества. Звуки, которые издают его звенящие кольца, должны отпугивать змей и возвещать о приходе монаха, если тот принял обет молчания.
Торана — спинка лотосового трона
16) Слон — символ знания, ведущего к просветлению. По легенде, мать Будды, царица Махамайя, увидела во сне слона, который вошел в ее лоно — так она узнала, что беременна.
17) Снежный лев — символ духовной свободы буддиста-йогина. Его грива символизирует мистические учения Тибета, а четыре ноги — это основные буддийские добродетели: любовь, сострадание, радость и уравновешенность.
18) Олень — символ универсальности буддийского учения. Первыми, к кому обратился с проповедью Будда, были олени.
19) Вамана — лилипуты, держащие на себе всю верхнюю часть тораны. Они символизируют внутреннюю силу, скрытую в каждом живом существе, даже если его размеры малы.
20) Макара — божество-охранитель с хоботом слона, челюстями крокодила, телом рыбы, рогами оленя и хвостом павлина. Считается олицетворением жизни во всех трех стихиях (на земле, в воде и воздухе). Также почитается как символ твердости и духовной непоколебимости (крокодил не разомкнет челюсти, пока его жертва не умрет).
21) Наги — змееподобные духи, обитающие под землей и хранящие буддийские сутры, до понимания которых люди еще духовно не окрепли. Когда наступит положенный срок, наги вынесут их на свет.
22) Гаруда — царь птиц, один из главных охранителей буддийского учения.
Подношения перед лотосовым троном
23) Колесо Закона Будды (Дхармачакра). Его восемь спиц символизируют благородный восьмеричный путь к просветлению.
24) Зеркало — символ чистого сознания. Предметы, которые оно отражает, — лишь бестелесные фантомы, как и все в этом мире.
25) Жемчужины исполнения желаний — считаются олицетворением искренности Будды и его готовности внимать мольбам верующих. Рядом бивни белого слона — царя слонов.
26) Бильва (бенгальская айва) — священный плод индуизма. По буддийской легенде, его преподнес Шакьямуни индуистский бог Брахма в знак признания чистоты и мудрости учения Гаутамы.
27) Сосуд с волшебными пилюлями из безоаровых камней (конкремента из плотно свалянных волос в желудке жвачных животных). Они спасают от ядов и способствуют ясности ума.
28) Раковина с благоуханными духами — символ голоса Будды, созывающего паству.
29) Курильница с благовониями.
30) Павлин — символ сострадания. «Глаза» на его хвосте ассоциируются с многоглазой и многорукой бодхисатвой милосердия Авалокитешварой, которая может одновременно видеть всех страдальцев на земле и помогать им.